Что еще хотелось бы сказать по теме. Друг по молодости жил в Казахстане, так вот он рассказывал. Во первых у водителя был помощник, назовем его бортмеханником , во вторых, все эти автопоезда ходили в сопровождении машин техпомощи с запасом запчастей и бригадой слесарей, т.е. фактически работал не ОДИН человек, а БРИГАДА. То же самое практиковали наши вожди в 30е годы, когда стране были нужны ГЕРОИ. Взять например Стаханова. Работала БРИГАДА, крепежники, оттаскивальщики, подтаскивальщики и т.д., а тонны записали на одного человека. Так что никакого трудового ПОДВИГА не было, была банальная подтасовка . Так же и в нашем случае. Если каждому из бригады сопровождения дать по Кразу[без прицепа], то я думаю, что перевезли бы они зерна намного больше чем один суперзерновоз, потому что скорость движения и скорость загрузки-погрузки намного выше у одиночного автомобиля. Но, стране опять понадобились ГЕРОИ и мы имеем вот такие автопоезда.
По молодости пришлось поработать на Краз 255Б1 , сильная машина , но не в этом суть. Так вот, по паспорту у него стоял Ямз 238Е по моему, точно букву не помню , но точно помню, что мощность была записана 265 л.с. За счет чего достигалась увеличение мощности на 25 л.с. я так и смог выяснить, хотя перелопатил много литературы. Объем такой же как и у 238М, обороты те же, не понятно . Единственное что приходит на ум, это настройки топливной аппаратуры. Машина была 1982года, гражданская.
Маслянные форсунки ставят на турбированные моторы, на моторах без турбины в них нет смысла. Я думаю ТНВД отличался от стандартного и давление на форсунках повыше, но это догадки , конкретной информации не нашел нигде.
Ранней весной возили сою в Орловскую обл. Так по дороге мне встретился 4-осный китаец с 3-х осным прицепом. Ну я и по рации у него и начал спрашивать, что да как! Водила с югов ( Волгоградская обл.) Сказал что возит в основном от 80 до 100 тонн. А пшеницы один раз вёз 108 тонн ! Ещё говорит что два раза на весом контроле по блинам проезжал, результат конечно плачевный, блины стали оладушками ! И говорил что в основном когда привозит груз к получателю, то те отказываются его перевешивать, так как весы в основном везде 50-70 тонн (полная масса) .
Только на завод разве что написать ... ЯМЗ-238БН 260/2400 — — — МоАЗ ЯМЗ-238Б-1 (база) Шкив к.в. 2-х ручьевой; головки цилиндров, поршни, патрубок соединительный впускных коллекторов фланцем вперед, соединительная труба для ОНВ. малотоксичный РТД №143 от 10.11.00г. http://www.yamzopt.ru/catalog/yamz/usage/modification_and_assembly_of_engines_yamz_v8.html