Добро пожаловать на форум владельцев ЗиЛ 131/130/133/4331. Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Масла и смазки.

Тема в разделе "Эксплуатация", создана пользователем albee, 28 июн 2011.

  1. ziloman215

    ziloman215 Асс

    Сообщения:
    6.005
    Симпатии:
    1.005
    Адрес:
    Бесшахтинск РО
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331
    Имя:
    Алекс
    У ЛУКойла как-то брал масло в розлив 50 л канистру..ну тогда я не знал,шо в дт лить нуно було 2т масло :unknown:
    При мне лили бочки и т п ,спросил -кто его берет ?А сервисы всякие,казали ...
     
  2. Grunbau

    Grunbau Бывалый

    Сообщения:
    728
    Симпатии:
    297
    Адрес:
    Волоколамск М.О.
    Автомобиль:
    Зил-157
    Имя:
    Владимир
    Минералка масло -100%
    Полусинтетика - 95% минералки и 5% процентов разжижающих добавок .
    Синтетика ... минералка .. до 20%процентов всяких разных добавок..
    т.е. синтетика это таже минералка с добавлением до 20%,а может и меньше разных загустителей ,разжижителей и прочей ерунды..
    Двигатель мажет минералка,а эти присадки просто позволяют сохранять лучше свойства и срок работы масла.

    Просто бытует мнение колхозное, полусинтетика это 50минералки и 50полусинтетики..
    Синтетика это 100% синтетика.!. а спроси у них,что это такое синтетика ...нет ответа.
     
  3. Саня44

    Саня44 Шофер

    Сообщения:
    632
    Симпатии:
    75
    Адрес:
    г.Кострома
    Автомобиль:
    Зил 4331
    Имя:
    Александр
    про какую синтетику написал ты это гидрокрекинг.но есть еще пао и различные эстеры там минерального масла нет.
     
  4. andrei

    andrei Водитель

    Сообщения:
    2.103
    Симпатии:
    527
    Адрес:
    Свердловская обл.
    Автомобиль:
    нет автомобиля
    Имя:
    Андрей
    ага! там растительное есть :)
     
  5. Рамир

    Рамир Слесарь-Водитель Команда форума

    Сообщения:
    3.142
    Симпатии:
    743
    Адрес:
    Екатеринбург
    Автомобиль:
    ЗиЛ 433360 двс 509
    Имя:
    Сергей
    У нас в стране наверное 50 % фальсификат что по маслу, что по алкоголю, что по продуктам. Вот что страшно. Покупал Делвак, а купил автол. Мне лично пофиг какой % чего в масле. Я сам езжу, сам мою двигатель и сам его капиталю. То масло что мы лили 20 лет назад давало очень много грязи. Сейчас не надо отскребать осадок и его отмачивать, отмывать. Его просто нет.
     
    Руль и Саня44 нравится это.
  6. Саня44

    Саня44 Шофер

    Сообщения:
    632
    Симпатии:
    75
    Адрес:
    г.Кострома
    Автомобиль:
    Зил 4331
    Имя:
    Александр
    В роли синтетической базы выступают обычно полиальфаолефины (ПАО) или эстеры, либо их смесь.

    ПАО - это углеводороды с длиной цепочки порядка 10…12 атомов. Получают ее путем полимеризации (проще говоря - соединения) коротких углеводородных цепочек - мономеров из 3…5 атомов. Сырьем для этого обычно служат нефтяные газы - бутилен и этилен.

    Эстеры представляют собой сложные эфиры - продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами.Сырье для производства - растительные масла, обычно рапсовое или кокосовое. Эстеры обладают рядом преимуществ перед всеми другими известными основами. Во-первых, молекулы эстеров полярны, то есть электрический заряд распределен в них так, что молекула сама "прилипает" к металлу. Во-вторых, вязкость эстеров можно задавать еще на этапе произвВрез 1одства основы: чем более тяжелые спирты используются, тем большей получается вязкость. Можно обойтись без всяких загущающих присадок, которые "выгорают" в ходе работы в двигателе, приводят к "старению" масла. Современная технология позволяет создавать полностью биологически разлагаемые масла на основе эстеров, т.к. эстеры являются экологически чистыми продуктами и легко утилизируются. Однако все эти плюсы могут показаться слишком дорогим удовольствием. Эстеровая база стоит в 5…10 раз дороже минеральной!
     
    Sasha25 и 2222g нравится это.
  7. yurkor

    yurkor Бывалый

    Сообщения:
    754
    Симпатии:
    101
    Адрес:
    Украина Ивано-Франковск
    Автомобиль:
    ЛАЗ 699 375
    Имя:
    yurkor
    маслицо 10v40?
     
  8. Рамир

    Рамир Слесарь-Водитель Команда форума

    Сообщения:
    3.142
    Симпатии:
    743
    Адрес:
    Екатеринбург
    Автомобиль:
    ЗиЛ 433360 двс 509
    Имя:
    Сергей
    Да.Люкс,в золотистой канистре
     
    Руль нравится это.
  9. Саня44

    Саня44 Шофер

    Сообщения:
    632
    Симпатии:
    75
    Адрес:
    г.Кострома
    Автомобиль:
    Зил 4331
    Имя:
    Александр
    Лучший из лучших автомасел
    По изучал я тут литературы ridoilgroup.ru/files/motornie-masla.pdf форумы www.oil-club.ru/forum/forum/33-33/, тесты alexey-bass.github.io/bmwservice-oils/, статьи, книги, таблицы, спектральные анализы отработанных и свежих масел. Чуточку стал больше понимать. Итак, в чем задача масла, какие масла бывают, какие хорошие, какие плохие и т.д. Все это постараюсь рассказать в двух словах.
    1. Цель масла, это уменьшение трения между трущимися деталями механизмов, охлаждение, борьба с окислением, удержание в себе продуктов окисления, испарения, нитрации, горения и воды.
    2. Виды масел. Масла бывают разные, зависит от базового масла (1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я и 6-я группа) и содержанием в этих базовых маслах: ПАО, эстеров, загустителей, ZDDP, модификаторов трения, противоисзносных, антифрикционных, диспергирующих, противопенных, антидепрессантов и моющих присадок.

    ПАО (полиальфаолефины) это высокий синтез газов из которых получают чистые масла. На рынке около 97% крекинги 1-й и 3-й группы. Из 97%, 10-20% это гидрокрекинг+ПАО, но ПАО там, как правило, не более 30%. От процентов содержания в той или иной базе присадок, загустителей, модификаторов, ПАО, эстеров и т.д. зависит и окончательное масло. И главное в масле его сбалансированность.
    Также, на рынке встречаются масла и на основе полигликолей, углеводоров, алкилбензолов, изопарафинов, полиалкиленгликолевых эфиров, эфиров фосфорной кислоты, алкилированных нафталинов и т.д., но эти масла не прижились из-за несоответствия потребительским качествам. Эти основы больше стали использовать в производстве гидромасел, тормозных жидкостей, антифризов и т.д.

    Мировая стандартизация групп масел по классификации API:
     Группа I — базовые масла, которые получены методом селективной очистки и депарафинизации растворителями (так называемые обычные минеральные)
     Группа II- высокорафинированные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, с более повышенной окислительной стабильностью (масла, прошедшие гидрообработку- улучшенные минеральные). Придают молекулам более линейный вид, расщепляя из молекулярных связей вредные, с точки зрения физико-химических качеств, веществ.
     Группа III- базовые масла с высоким индексом вязкости (70-120), полученные методом каталитического гидрокрекинга (ГК масла) (НС-технология). В ходе специальной обработки еще более улучшают молекулярную структуру масла, придавая молекулярным связям еще более линейный вид. Некоторые производители относят данную группу к минеральным маслам, некоторые к полусинтетическим, а большинство производителей относят к синтетическим базовым маслам, хотя, по сути, это то же минеральное масло, работающая на тех же нефтяных парафинах, асфальтенах, нафтенах, ароматических и других смешанных соединениях. Но основным работающим веществом в ГК маслах являются полимерные загустители. Все ГК масла между собой отличаются только видом и качеством полимерных загустителей. Загустители это отдельная большая тема!

     Группа IV– синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Полиальфаолефины, получаемые в результате химического процесса, имеют характеристики единообразной композиции, очень высокую окислительную стабильность, высокий индекс вязкости и не имеют молекул парафинов в своем составе. То есть фактически масло собирают как конструктор, получая молекулы нужной длины. Такая технология позволяет получать абсолютно однородную структуру масла лишенную примесей серы и металлов.
    Они отличаются универсальными смазочными свойствами, могут работать в самых широких диапазонах температур (от -70С до 250С). Обладают высоким индексом вязкости и стабильностью свойств на протяжении всего срока службы, не вызывают коррозии металлов, не образует нагара, лака и отложений. Не оказывают отрицательного влияния на материалы прокладок и уплотнителей. Хорошо смешиваются с минеральными маслами. ПАО масла начали применять в двигателях и механизмах работающих в тяжелых условиях (авиация, в качестве индустриальных масел, гидравлических жидкостей, для мощных дизельных двигателей морских судов и в автоспорте).
     Группа V – другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы. В эту группу входят другие синтетические базовые масла и базовые масла на растительной основе, так сказать Эстеры. — Эстеры это сложные эфиры, Соединения органических кислот обладают максимальной маслянистостью (липкостью) из-за плотной и четкой линейной связи молекул, что благоприятно сказывается на коэффициенте трения в узлах двигателя. Молекулы эстеров полярны, благодаря чему, отрицательно заряженые молекулы масла притягиваются к положительно заряженой поверхности металла. Результатом будет постоянное присутствие слоя смазки в узлах двигателя. Также к положительным свойствам можно отнести высочайшую стойкость и плотность масляной пленки (смазывающая и несущая способность в 20 и более раз! превышает смазывающую способность ГК масел на базе 3 гр.), его отличные моющие способности, термостабильность от крайне низких температур -65С до крайне высоких температур 350С и не поддаются к деформациям сдвига. Так же Эстеры обладают высокой противоокислительной стабильностью, характеристики имеющего эстеры моторного масла будут оставаться высокими на протяжении всего межсменного пробега
     Группа III+ – GTL (Gas-To-Liquid, «газ в жидкость»). Вопреки названию технологии из газа первым делом получают не жидкость, а твердое вещество — белоснежный и почти непахнущий парафин. Сначала выделенный из природного газа исходный метан частично сжигается, превращаясь в синтез-газ, смесь монооксида углерода (угарного газа) и водорода. А дальше в реакторе в присутствии катализатора с содержанием драгметаллов (формула катализатора — и есть главный секрет процесса!) из синтез-газа получается чистейший, без всяких примесей, расплавленный парафин (sincrude, «синтез-нефть»). Дальше — изомеризация, то есть обычный гидрокрекинг, как у нефтехимиков: длинные цепочки молекул парафинов «режутся» до нужного размера — и получаются нафта (прямогонный бензин), дизтопливо или масло. Недостатками GTL — отсутствие полярности. Масло быстро стекает со стенок цилиндров в картер, что особенно неприятно при запусках в мороз. Но, как и у ПАО, это «лечится» добавкой полярных эстеров, либо более дешевых алкилированных нафталинов. Чрезмерно разжижается при повышении температуры, из-за чего требует большого количества разного рода полимерных загустителей, горит, коксуется.
     Группа 3 (гидрокрекинговые масла, в т.ч. GTL, т.е. минеральные масла сверхвысокой очистки методом гидрокрекинга)
     Группа 4 (си
     
  10. Саня44

    Саня44 Шофер

    Сообщения:
    632
    Симпатии:
    75
    Адрес:
    г.Кострома
    Автомобиль:
    Зил 4331
    Имя:
    Александр
    Можно объяснить так:
     Группа 2 (минеральные масла)
     Группа 3 (гидрокрекинговые масла, в т.ч. GTL, т.е. минеральные масла сверхвысокой очистки методом гидрокрекинга)
     Группа 4 (синтетические масла PAO, то есть полиальфаолефины, полученные из газа методом синтеза)
     Группа 5 (эстеры, получаемые из растительного сырья. Много видов: одинарные, двойные, комплексные, полимерные, полиолэстеры, оптимизированные полиолэстеры)
     Группа 5+ (PIO, полигликолевые, полиинтернаолефины, не распространены из-за ряда отрицательных качеств по отношению к металлам).

    По прошествии десятков лет в производстве автомасел лучшими себя показали смесь ПАО+полиэфиры (эстеры).

    Лучшей смазывающей способностью наделены вещества обладающие большей маслянистостью.
    Самая высокая маслянистость у сложных эфиров растительного происхождения (5 гр.масел). Далее идут животные жиры. И слабая маслянистость есть у нафтенов и асфальтенов.
    Маслянитость — т.е. липкостность, обуслаливается полярными свойствами молекул. Данные вещества имеют вязкость за счет внутренней плотности и прочной склеиваемости друг другу.

    У нефтяных минеральных масел 1-2 гр. маслянистость слабая, т.к. есть небольшая полярность, из-за содержания в них асфальтенов и нафтенов.

    У нефтяных минеральных(псевдосинтетических) масел 3 гр.(гидрокрекинг) полярности нет, т.к. очищены. Данные масла работают только за счет вязкости — содержания в них полимерных загущающих присадков.

    Загустители, какие бы они качественными не были, вскоре после небольшого пробега (1-3 тыс.км) теряют свои вязкостные свойства, т.е. вязкость, из-за механической и термической деструкции молекул.

    Масла 4-5 гр. (синтетические) не теряют вязкость до конца срока службы масла, т.е. до полного окисления и более (более 40 ты.км пробега). Обладают высокой полярностью и липкостными качествами.
    Можно в этом легко убедиться, когда пачкаются руки их трудно вытереть. На весь день руки становятся маслянистыми и не смываются. Обычные масла легко вытераются тряпкой.

    Большинство современных масел основано на смеси нескольких групп базовых масел и пакетов присадок, что позволяет сгладить недостатки отдельных групп базовых масел. Для понимания этого выделяют семь свойств базовых масла:
    — Смазывающие способности. Лучшими смазывающими способностями обладают эстеры, затем ПАО, далее минеральные масла 1 и 2 групп и самой низкой смазывающей способностью обладает 3 группа ГК масел, в т.ч. GTL.
    — Способность работы при экстремально низких и высоких температурах. Отмечаются отличные температурные свойства у PAO и эстеров (до -70С).
    — Неокисляемость, то есть способность долго работать без изменения свойств базового масла. Быстрее всего окисляются минеральные и гидрокрекинговые масла. Окисляемость ведет к самому главному виду износа – это «Коррозионный износ».
    — Гигроскопичность, то есть способность впитывать воду. Вода в масле ухудшает смазывающие, антипенные и антикоррозионные свойства. В Российском топливе содержится большое количество серы. Сера смешиваясь с водой образует серную кислоту, что приводит к большому коррозионному износу.
    — Полярность (липкостность, маслянистость, смазывающая способность — в научной литературе это одно и то же). Пожалуй это самое важное свойство. в частности способность не стекать со стенок в картер, что особенно хорошо для минимизации пуска в мороз. Но межслойное трение полярных масел ухудшает топливную экономичность, т.е. создает более плотное сопротивление к сдвигу. Поэтому эстеры используются обычно как добавка (1-10%) для улучшения пусковых, температурных и противоизносных свойств. Появились дешевая альтернативы эстерам в виде полярных алкилированных нафталинов, не склонных к гигрогскопичности, но по сумме характеристик все-таки сильно уступают эстерам.
    — Испаряемость (и сопутствующий угар масла). Измеряется методом NOACK для 1, 2 и 3-х групп — более 10%, для групп 4 — менее 9%, для 5 группы – менее 4-5%, для смеси 4 и 5 групп – 4-7%.
    — Цена. Самая большая у PAO и эстеров. Но учитывая, что ПАО эстеровые масла работают в 10 раз дольше, тех же ГК масел, без никаких изменений в свойствах (3 тыс.км против 30 тыс.км), то вопрос цены спорный момент.

    Используемые базовые масла и пакеты присадок определяют разницу в свойствах конкретных моторных масел.

    Проблема Мирового Маркетинга и запудривания мозгов покупателей! Пожалуй самая большая проблема современности.

    Вопрос двойной терминологии некоторых слов: о синтетичности с точки зрения состава или о синтетичности с точки зрения свойств? Инженерные и маркетинговые понятия не имеют ни чего общего между собой! Маркетологи (из понятных соображений) всё больше налегают на второй термин, что позволяет им массово продавать минеральные нефтяные масла малосведущим потребителям как «полностью синтетические» или как Motul "100% синтетическое". Где слово "синтетическое" не имеет ни чего общего с понятием синтетика.

    И у гидрокрекинга, и у PAO, и у эстеров есть набор индивидуальных недостатков.

    Например, PAO базовые масла (группы 4), сделанные из газа сами по себе плохо растворяют присадки, что лечится введением других базовых масел групп 1, 2 и 5 групп.

    Гидрокрекинговые базовые масла (группы 3) быстро угорают, быстро окисляются и имеют слабые низко и высокотемпературные свойства. Но это только на бумаге, по причине содержания в них полимерных загустителей, которые сильно приукрашивают характеристики масел на бумаге. Но стоит такому маслу немного поработать и через 1000 км пробега все свойства тут же улетучиваются, в следствии деструкции молекул полимерных загустителей. Недостатки лечатся например пакетами присадок или традиционным добавлением PAO в масла 503.01 или 504.00/507.00, что позволяет улучшить испаряемость и Pour point в конечном продукте.

    PAO масла, и GTL-масла появились ещё в Третьем Рейхе, до и в послевоенном СССР в авиации.

    Все производители масел для раскрутки товара, как правило используют ПАО и эстеры (от 5 до 50%) в своих ТОПовых марках. Эти масла скорее имиджевые и через 2 года утрачивают свои супер способности, когда наберут достаточно рекламы и покупателей. ПАО эстеры тихо сменяет ГК+загустители.

    Полностью синтетических масел в Природе не бывает. Встречается но редко. Можно отметить только старые Татнефть и родоначальник всех ПАО эстеровых масел (в автомобильном рынке) Amsoil.

    ПАО с добавлением эстеров превосходит любые другие масла. Плюсы у ПАО также в части стабильности к старению, температурным колебаниям и к смазывающим свойствам.

    Также, на рынке, очень много недобросовестных разрекламированных производителей, которые обычные минеральные гидрокрекинги выдают за полную синтетику и продают по цене ПАО, это касается всех производителей. Чем выше процент синтетики (обычно не более 50% по анализам), тем масло более стабильнее и сильнее.

    Как оценивать масла? По характеристикам. А откуда узнать характеристику? Это уже второй вопрос, тут в помощь идет интернет. Обычно в паспорте производителя, характеристики не очень совпадают с реальными анализами свежего масла или бывают, что одно и тоже масло сильно различаются по характеристикам и базам, в зависимости от партии. Опять вопрос к производителям.

    — Индекс вязкости (ИВ), находится соотношением вязкости при 40С и 100С градусах. По нему можно узнать также о базе. У синтетических ПАО масел с добавлением эстеров ИВ обычно около 145-165. У гидрокрекинговых, в т.ч. GTL масел с добавлением большого количества полимерных загустителей ИВ вырастает до 170-190. У синтетических масел ИВ не достигает таких величин. Принято считать, что потолком для индекса вязкости является 120. Увеличение данного параметра выше 120 не дает более ни какого существенного преимущества.
     
  11. Саня44

    Саня44 Шофер

    Сообщения:
    632
    Симпатии:
    75
    Адрес:
    г.Кострома
    Автомобиль:
    Зил 4331
    Имя:
    Александр
    — Индекс вязкости (ИВ), находится соотношением вязкости при 40С и 100С градусах. По нему можно узнать также о базе. У синтетических ПАО масел с добавлением эстеров ИВ обычно около 145-165. У гидрокрекинговых, в т.ч. GTL масел с добавлением большого количества полимерных загустителей ИВ вырастает до 170-190. У синтетических масел ИВ не достигает таких величин. Принято считать, что потолком для индекса вязкости является 120. Увеличение данного параметра выше 120 не дает более ни какого существенного преимущества.

    Индекс вязкости (ИВ) складывается из базы:
    1) ПАО (4,5,6 cst) — ИВ = 120-140
    Эстеры — ИВ = 200 и выше.
    Итого: ПАО+эстеры ИВ = 140-160

    2) ИВ масел на гидрокрекинге складываются из:
    баз ГК (3-3,5 cst) ИВ = 70-100 + Полимерные загустители (от 13 до 30%) = 175 — 190

    3) Полусинтетические масла (не путать с теми, что на рынке! На рынке полусинтетическим маслом называют масла 1гр./2гр.+3гр.):

    ПАО(от 10 до 70%) + эстеры (3-15%) + ГК (40-70%) + полимерные загустители (10-13%) ИВ= 170-180

    — Щелочное число. Щелочное число показывает, сколько мг гидроокиси калия потребовалось, чтобы быть эквивалентной всем щелочным компонентам в 1 гр масла. Чем выше щелочное число, тем больше проживет масло, отмоет грязи, будет дольше сопротивляться старению, больше продуктов отхода удерживать в себе и т.д. Но тут еще многое зависит от базы. ПАО масло с щелочным числом 7 будет держать это число как вцепившийся бульдог! Нежели гидрокрекинговое масло с щелочным числом 10-15 мг КОН на 1г, быстро растеряет это число по причине растраты щелочных присадок на нейтрализацию большого количества углеродистых веществ (продуктов окисления). А эстеровое масло соответственно еще дольше, чем ПАО.

    — Кислотное число. Кислотное число показывает, сколько щелочи потребовалось, чтобы нейтрализовать слабые и сильные кислоты в 1 мг масла.

    — Зольность. Зола образуется при сгорании присадок. В основном показывает количество традиционных противоизносных и моющих присадок. Чем их больше, тем больше зольность, т.к. в них содержатся соли металлов. Больше всего золы дает сульфонат кальция. Для современных двигателей зольность не должен превышать 1.5-1,8% для бензиновых двигателей и 1.8-2% для дизельных. Проблема зольности раскручена маркетологами и экологами, дабы снизить выбросы фосфатов, снизить себестоимость масла и раскручивать новые дешевые пакеты беззольных малоэффективных присадок.

    — Температура застывания (кристализации). Потеря текучести. Показывает, насколько синтетична база или содержание количества антидепрессантов и загустителей, их качество. У ГК базы 3 группы температура застывания -14С -23С. Добавляя антидепрессанты дотягивают температуру застывания до -36С -42С. У ПАО и эстеровых масел обычно температура застывания от -47С до -70С. Зависит от вязкости базы ПАО и его процентного соотношения в масле.

    — Температура вспышки. При сгорании масла выделяются тяжелые углеводородные соединения, происходит коксование, лаковые отложения, также при высоких температурах масло начинает активно окисляться-происходит коагуляция (укрупнение продуктов окисления), нитрация, полимеризация загустителей (полимеризация — см.ниже на картинках). Обычно у ГК масел температура вспышки от 190 до 230С. У ПАО эстеровых масел от 230 до 260С. У GTL масел примерно 235С — благодаря содержанию большого количества полимерных загустителей (более 25%
     
  12. Саня44

    Саня44 Шофер

    Сообщения:
    632
    Симпатии:
    75
    Адрес:
    г.Кострома
    Автомобиль:
    Зил 4331
    Имя:
    Александр
  13. Саня44

    Саня44 Шофер

    Сообщения:
    632
    Симпатии:
    75
    Адрес:
    г.Кострома
    Автомобиль:
    Зил 4331
    Имя:
    Александр
    ).



    — Динамическая вязкость при -25С, -30С и -35С — CCS. Прокачиваемость. Зависит от вязкости базы или его синтетичности, т.е. термостабильность. Чем более мельче и однороднее состав молекул, тем выше прокачиваемость. Чем ниже данное число от 6600 мПа*с, тем более термостабильнее масло. Для зимних синтетических масел оно обычно равно от 2800 до 5400 мПа*с.

    — Испаряемость по методу NOACK. Также является основным показателем при выборе масла. Показывает сколько процентов испарится масла в течении 1 часа при температуре 250С. Чем ниже данный показатель %, тем более синтетичнее и термостабильнее масло. Но и этот параметр легко рисуется применением большого количества полимерных загустителей (пример GTL масла — NOACK 6-8%, по факту без загустителей или после сработки загустителей данный параметр вырастает до 13-15%).

    По количеству противоизносных и моющих присадок явный лидеры старые пакеты присадок (допуски по API SJ, SL, SM)

    Количество эстеров можно узнать по температуре застывания, по температуре вспышки, по испаряемости NOACK, по количеству содержания продуктов окисления и самое главное по спектральным анализам. Обычно глаза набиваются и по обычному химическому анализу сразу видишь количество эфиров и ПАО. Также количество Эстеров легко определяется по запаху и на ощупь. Эстеровое масло не стекает со щупа. Обусловлено это полярностью Эстеров — липнут к металлу. Испачканные эстеровым маслом руки трудно вытереть тряпкой, руки на долго остаются жирными и маслянистыми.

    Еще раз что такое:
     Щелочное число. Это число показывает на сколько км пробега хватит масла. Если данное число уменьшилось на 50% от исходного, то это означает, что масло умерло или начинает резко умирать — начинается вторая стадия окисления — коагуляция. Если кислотное число превысило щелочное, то это означает, что масло начало активное смолообразование. Кислотность масла разъедает все части двигателя. Кислотность перестает нейтрализоваться, образовывается шлак, шлам, нагар и оседает высоконагретых в частях двигателя (канавки поршневых колец, клапана и турбина) затрудняя работу ДВС. Чем больше, тем лучше. Но более 10 мг КОН/г к присутствует абразивный фактор. Обычно у ГК масел это число снижается до 2-4 мг КОН/г к 8000 км пробега. Поэтому ГК масла лучше менять масло до 7 тыс. км пробега.

     Индекс вязкости. Чем больше вязкость, тем лучше. Вязкость защищает детали от трения. Обычно, производители делают дешевые кряки, добавляют туда дешевые загустители, которые при относительно не высоких температурах теряют вязкость, угарают, а при низких температурах просто застывают. Если вязкость чрезмерно высокая, тогда это плохо, до трущихся деталей попросту масло не будет доходить. Если, например, вязкость масла при 100 градусах около 14-17 мм/с, а динамическая вязкость CCS на морозе, при -30С около 3100, это означает, что масло очень хорошее, имеет синтетическую ПАО базу, либо с содержанием эстеров.
    Как правило ГК масла имеют индекс вязкости при 100 градусах около 8-13 мм/с, а динамическая вязкость на морозе CCS, при -30С около 4500-6500. Это означает, что при -30С масло не прокачивается. Холодный запуск на таком масле чревато. Чем больше вязкость при 100 градусах и CCS меньше, тем лучше. ГК масла делают изначально на низковязкой базе, а затем добавлением загустителей, догоняют последнюю цифру Y, спецификации SAE хW-Y. Поэтому такие масла не пригодны для тяжелых условий эксплуатации.

     Температура замерзания. Один из важных показателей, характеризующий работу масла в зимнее время, и по данному показателю тоже видно, сколько там содержится ПАО или эстеры.

     Температура вспышки. Этот самый важный показатель характеризует масло на то, на сколько он будет гореть при высоких температурах. При горении образуются тяжелые углеродистые соединения, которые закоксовываются на трущихся деталях и забивают (закупоривают) маслоканалы, после чего масло перестает доставать до нужных, отдаленных от маслонасоса участков двигателя. Также забиваются маслосъемные кольца и масло начинает уходить через камеру сгорания или продукты горения постепенно выталкивают кольца из канавок поршней и начинается усиленный износ и полировка цилиндров.

    Противоизносные-противозадирные присадки ZDDP (zinc dialkil dithiophosphate — диалкилдитиофосфат цинка — фосфор+цинк). Начинают работать в режиме сухого трения, когда рвется масляная пленка.
    На сегодняшний день ZDDP лучшая противоизносная присадка (последние самые крупные исследования проходили в 2015 году) в 2-3 раза опередил беззольные аналоги PFC SSC, как по скорости образования твердой пленки, так и по толщине.

    Слишком большое количество ZDDP создает толстую подушку и начинается абразивный износ. Большое количество ZDDP обычно применяют в трансмиссионных маслах, где важно защита от задиров и ударно-сдвиговых нагрузок.

    Модификаторы трения – это присадки регулирующие фрикционные свойства – коэффициент трения смазываемых поверхностей. В основном применяют молибден (moDTC либо MoS2/S3), Бор, Вольфрам. Молибдена, также снижает шумность ДВС и улучшает экономичность.
    Молибден и Бор они больше как вспомогательные вещества, нежеле как абсолютная противоизносная присадка.
    Молибден это вообще отдельная тема, очень большая. Слишком уж много нюансов с молибденом. И температурный диапазон у него узкий и коксуется свыше относительно небольших градусов (300С) и т.д. и т.д. Причем, в чистом виде молибден не применяют. Применяют его в основном в виде МоDTC. Далее он сам вступает в реакцию с продуктами окисления и износа (сера), образуясь, затем, в МоS2. Также Молибден больше применяют в низкотемпературных узлах, где меньше кислорода (трансмиссия), т.к. под действием кислорода и больших температур (350-450С) молибден коксуется, укрупняясь дает абразивный эффект. Бор же не боится температуры, обладает более высокими противоизносными свойствами.
    Молибден проявил себя лучше, чем графит и титан. Бор, в свою очередь, лучше молибдена. Также, если молибден применяют в качестве модификатора трения, то Бор применяют еще в качестве противоизносного присадка. Молибден каким-то образом помогает лучше работать ZDDP, т.к. ZDDP лучше держится за металл при наличии Молибдена.
    Некоторые производители вообще не приемлят ни Молибден, ни Бор, только ZDDP, к примеру Аддинол. В чем-то они правы.
     

Поделиться этой страницей