Добро пожаловать на форум владельцев ЗиЛ 131/130/133/4331. Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Ставим КПП-9 на ЗиЛ.

Тема в разделе "Трансмиссия", создана пользователем Oleg65, 14 мар 2020.

  1. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    Тема - для тех, кто знает, что такое 9-ступенчатая КПП ЗиЛ-4331 и его модификаций, кто успел оценить ее преимущества перед обычной 5-ступенчатой, и кто хотел бы ее поставить на свой ЗиЛ, с мотором, отличным от моторов ЗиЛ - Д-645 (6454), Д-260 и ЯМЗ-236, с которыми она устанавливалась на конвейере. Здесь будут показаны и будут обсуждаться способы установки этой КПП с моторами семейства ЗиЛ-508/509 (130/375), а также семейства Д-245.

    Классический способ, реализованный малосерийно АМО ЗиЛ на ММЗ (заводе в Мытищах) на модели В43001, следующий:

    WhatsApp Image 2018-04-17 at 10.13.36(1).jpeg WhatsApp Image 2018-04-17 at 10.13.36.jpeg WhatsApp Image 2018-04-17 at 10.13.36(2).jpeg

    Все картинки в теме, здесь и далее - миниатюры, кликабельны, для рассмотрения мелких деталей - смотрите в увеличенном виде.

    Реализация именно такого же метода - требует:
    - картера сцепления ЗиЛ-137 (отличается от ЗиЛ-130/131 длиной, увеличенной на 3 см, для установки двухдискового сцепления ЗиЛ (Урал)-375),
    - переходной плиты,
    - и оригинального, редкого, изготовленного именно для этого случая, первичного вала (отличается, от идущего с 645-м, 260-м и 236-м моторами, размерами шлицевой части, здесь она как у привычных дисков ЗиЛ-130, Бычок, Урал-375.
     
    ПСС121.22, Рамир и Andrey087 нравится это.
  2. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    Собственно, этот вал, в сравнении и обычным валом КПП-9, идущей с мотором Д-645:

    2018_05_19_IMG_0970 (Copy).JPG 2018_05_19_IMG_0968 (Copy).JPG

    Длина - одинакова. Разница - в шлицевых частях. Нужный вал - под два диска ЗиЛ-130/131/375. Вал КПП-9 рядом - под один диск ЗиЛ-645 (шлицевая часть - такая же, как на обычных, привычных, знакомых моторах КамАЗ и МАЗ).

    Кожух сцепления ЗиЛ-137:

    .jpg

    Похож на обычный от 130/131, но внимательный глаз владельца или просто знакомого со 130/131-ми, отличия найдет.

    Идеально, если эти детали удастся найти. Все сразу сильно упрощается. Если же найти не удастся, придется заниматься самостоятельным техническим творчеством. Сразу нужно отметить, что эта задача - для энтузиаста, рукастого и головастого, задача, что называется, "со звездочкой", и что немаловажно, потребует значительных финансовых затрат, доступа к металлообрабатывающему станочному парку и соответствующим специалистам, и металлу.
     
    Рамир, *andrey* и Andrey087 нравится это.
  3. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    Если вы дочитали до этого места, не испугались трудностей, руки чешутся, деньги в кармане есть, а амбиции требуют самореализации, то продолжение темы - для вас.
    Переходная плита в оригинале - чугунная, собственно, переходник с 4-шпилечного на 6-шпилечное крепление КПП, центрирующий попутно фланец КПП, но последователями-повторителями изготавливались и стальные.

    Оригинал:

    2018_09_19_IMG_1399 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1397 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1398 (Copy).JPG
     
    *andrey* и Andrey087 нравится это.
  4. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    Оригинал.

    2018_09_19_IMG_1375 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1376 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1374 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1373 (Copy).JPG
     
    Andrey087 нравится это.
  5. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    Естественно, размеры на линейке - не руководство для токаря или фрезеровщика. Это примерные размеры, лишь для представления масштаба.

    2018_09_19_IMG_1377 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1378 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1379 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1380 (Copy).JPG
     
    Andrey087 нравится это.
  6. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    2018_09_19_IMG_1382 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1381 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1383 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1384 (Copy).JPG
     
    Andrey087 нравится это.
  7. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    2018_09_19_IMG_1387 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1388 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1385 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1386 (Copy).JPG
     
    Andrey087 нравится это.
  8. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    2018_09_19_IMG_1389 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1390 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1391 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1392 (Copy).JPG
     
    Andrey087 нравится это.
  9. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    2018_09_19_IMG_1393 (Copy).JPG 2018_09_19_IMG_1394 (Copy).JPG
     
    Andrey087 нравится это.
  10. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    Копия:

    PHOTO-2019-11-15-09-26-13.jpg PHOTO-2019-11-15-09-26-11.jpg PHOTO-2019-11-15-09-26-10.jpg PHOTO-2019-11-20-15-18-01.jpg

    За возможность реализовать именно этот вариант, спасибо коллегам-форумчанам Максиму (xxmaxx) и Вильдану (ВильданZ131).
    Благодаря им, мы нашли эти и приобрели нужные нам детали.
     
    Владимир 48.ru и Andrey087 нравится это.
  11. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    Вариант с установкой на корзину ЗиЛ КамАЗ'овского пятака. Не обязателен (я езжу лишь с пружинами), кстати, для увеличения срока службы и межсервисного пробега сцепления - рекомендую:

    cc674cc1f387.jpg

    но таким было желание заказчика:

    PHOTO-2019-11-15-09-26-09.jpg PHOTO-2019-11-15-09-30-39.jpg
     
    Амиго, ziloman215 и Andrey087 нравится это.
  12. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    Задний подвес КПП. Кронштейн - самоделка. Сталь. Сварная конструкция - самоделка на основе заводского оригинала (спасибо Александрам (груЗИЛок и Амиго) за возможность воплотить это. Они нам помогли.

    PHOTO-2019-11-21-18-11-06.jpg PHOTO-2019-11-21-18-11-06 (2).jpg PHOTO-2019-11-21-18-11-06 (1).jpg PHOTO-2019-11-21-18-11-06 (3).jpg

    Поперечина и ее кронштейны в раме, подушка и скоба - КамАЗ'овские.
    Похожий вариант с примерно такой же плитой, реализован Александром (Амиго) с мотором Д-245. Думаю, он поделится тут своими результатами.
     
    Andrey087 нравится это.
  13. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.714
    Симпатии:
    2.840
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    ЗиЛ-В43002 (тоже, кстати, модель очень редкая, с мотором ЗиЛ-508 и КПП-9, встречался в частях МЧС) был сделан заводом с использованием картера маховика от мотора Урал-375 и оригинальным, специально для этой модели изготовленным, картером сцепления а-ля ЯАЗ-204 (найти оригинал не удалось, но ЯАЗ'овский с доработкой подошел). Способ на основе такого симбиоза - чуть ниже.

    Компоновка такой КПП с Д-260 заводом была примерно одинаковой, как и с Д-645. Сцепление в обоих случаях - однодисковое, картеры сцеплений и маховиков у них были у каждого мотора - свои.

    А с мотором ЯМЗ-236 эта КПП агрегатировалась посредством плиты, но не той, что показана выше, а подобной, но по размерам картера ЯМЗ:

    WhatsApp Image 2018-07-24 at 16.28.29.jpeg WhatsApp Image 2018-07-24 at 16.28.39.jpeg WhatsApp Image 2018-07-24 at 16.28.34.jpeg

    которую, если ее удастся найти (мне удалось, спасибо коллеге-форумчанину Владимиру (Владимир 48.ru), можно использовать для способа с использованием картера маховика КПП ЯАЗ-204у от Урал-375 (ЛАЗ-697/699):

    2018_03_28_IMG_0614 (Copy).PNG

    Поскольку первичный вал остается родным, то и сцепление в таком случае - остается также однодисковым, как и с Д-645. Потребуется лишь доработка-проточка маховика, корзины и диска для взаимной совместимости.

    Ну, а если вам повезло найти ускоренную КПП-9, что шла с ЯМЗ, то поскольку их первичный вал - под двухдисковое сцепление, более длинный, то вы сможете сделать и двухдисковое сцепление на основе дисков для ЗиЛ-645, КамАЗ-5320, или подходящих по шлицам для ПАЗ, КАвЗ, ГАЗ, МАЗ (Зубренок). Либо, если ускоренная КПП-9 была с коротким валом (с Д-260), то купить длинный первичный (они в продаже есть).
     
    Andrey087 нравится это.

Поделиться этой страницей