Тема - для тех, кто знает, что такое 9-ступенчатая КПП ЗиЛ-4331 и его модификаций, кто успел оценить ее преимущества перед обычной 5-ступенчатой, и кто хотел бы ее поставить на свой ЗиЛ, с мотором, отличным от моторов ЗиЛ - Д-645 (6454), Д-260 и ЯМЗ-236, с которыми она устанавливалась на конвейере. Здесь будут показаны и будут обсуждаться способы установки этой КПП с моторами семейства ЗиЛ-508/509 (130/375), а также семейства Д-245. Классический способ, реализованный малосерийно АМО ЗиЛ на ММЗ (заводе в Мытищах) на модели В43001, следующий: Все картинки в теме, здесь и далее - миниатюры, кликабельны, для рассмотрения мелких деталей - смотрите в увеличенном виде. Реализация именно такого же метода - требует: - картера сцепления ЗиЛ-137 (отличается от ЗиЛ-130/131 длиной, увеличенной на 3 см, для установки двухдискового сцепления ЗиЛ (Урал)-375), - переходной плиты, - и оригинального, редкого, изготовленного именно для этого случая, первичного вала (отличается, от идущего с 645-м, 260-м и 236-м моторами, размерами шлицевой части, здесь она как у привычных дисков ЗиЛ-130, Бычок, Урал-375.
Собственно, этот вал, в сравнении и обычным валом КПП-9, идущей с мотором Д-645: Длина - одинакова. Разница - в шлицевых частях. Нужный вал - под два диска ЗиЛ-130/131/375. Вал КПП-9 рядом - под один диск ЗиЛ-645 (шлицевая часть - такая же, как на обычных, привычных, знакомых моторах КамАЗ и МАЗ). Кожух сцепления ЗиЛ-137: Похож на обычный от 130/131, но внимательный глаз владельца или просто знакомого со 130/131-ми, отличия найдет. Идеально, если эти детали удастся найти. Все сразу сильно упрощается. Если же найти не удастся, придется заниматься самостоятельным техническим творчеством. Сразу нужно отметить, что эта задача - для энтузиаста, рукастого и головастого, задача, что называется, "со звездочкой", и что немаловажно, потребует значительных финансовых затрат, доступа к металлообрабатывающему станочному парку и соответствующим специалистам, и металлу.
Если вы дочитали до этого места, не испугались трудностей, руки чешутся, деньги в кармане есть, а амбиции требуют самореализации, то продолжение темы - для вас. Переходная плита в оригинале - чугунная, собственно, переходник с 4-шпилечного на 6-шпилечное крепление КПП, центрирующий попутно фланец КПП, но последователями-повторителями изготавливались и стальные. Оригинал:
Естественно, размеры на линейке - не руководство для токаря или фрезеровщика. Это примерные размеры, лишь для представления масштаба.
Копия: За возможность реализовать именно этот вариант, спасибо коллегам-форумчанам Максиму (xxmaxx) и Вильдану (ВильданZ131). Благодаря им, мы нашли эти и приобрели нужные нам детали.
Вариант с установкой на корзину ЗиЛ КамАЗ'овского пятака. Не обязателен (я езжу лишь с пружинами), кстати, для увеличения срока службы и межсервисного пробега сцепления - рекомендую: но таким было желание заказчика:
Задний подвес КПП. Кронштейн - самоделка. Сталь. Сварная конструкция - самоделка на основе заводского оригинала (спасибо Александрам (груЗИЛок и Амиго) за возможность воплотить это. Они нам помогли. Поперечина и ее кронштейны в раме, подушка и скоба - КамАЗ'овские. Похожий вариант с примерно такой же плитой, реализован Александром (Амиго) с мотором Д-245. Думаю, он поделится тут своими результатами.
ЗиЛ-В43002 (тоже, кстати, модель очень редкая, с мотором ЗиЛ-508 и КПП-9, встречался в частях МЧС) был сделан заводом с использованием картера маховика от мотора Урал-375 и оригинальным, специально для этой модели изготовленным, картером сцепления а-ля ЯАЗ-204 (найти оригинал не удалось, но ЯАЗ'овский с доработкой подошел). Способ на основе такого симбиоза - чуть ниже. Компоновка такой КПП с Д-260 заводом была примерно одинаковой, как и с Д-645. Сцепление в обоих случаях - однодисковое, картеры сцеплений и маховиков у них были у каждого мотора - свои. А с мотором ЯМЗ-236 эта КПП агрегатировалась посредством плиты, но не той, что показана выше, а подобной, но по размерам картера ЯМЗ: которую, если ее удастся найти (мне удалось, спасибо коллеге-форумчанину Владимиру (Владимир 48.ru), можно использовать для способа с использованием картера маховика КПП ЯАЗ-204у от Урал-375 (ЛАЗ-697/699): Поскольку первичный вал остается родным, то и сцепление в таком случае - остается также однодисковым, как и с Д-645. Потребуется лишь доработка-проточка маховика, корзины и диска для взаимной совместимости. Ну, а если вам повезло найти ускоренную КПП-9, что шла с ЯМЗ, то поскольку их первичный вал - под двухдисковое сцепление, более длинный, то вы сможете сделать и двухдисковое сцепление на основе дисков для ЗиЛ-645, КамАЗ-5320, или подходящих по шлицам для ПАЗ, КАвЗ, ГАЗ, МАЗ (Зубренок). Либо, если ускоренная КПП-9 была с коротким валом (с Д-260), то купить длинный первичный (они в продаже есть).