Добро пожаловать на форум владельцев ЗиЛ 131/130/133/4331. Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Бесконтактный трамблер (зажигание).

Тема в разделе "Электрооборудование", создана пользователем SergTT, 14 янв 2012.

  1. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.182
    Симпатии:
    2.450
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    Если мы по прежнему говорим о коммутаторах на ЗиЛ'ах, то вариатор никакого влияния на них не оказывает. :? Есть он или нет в разных схемах - без разницы. Коммутатор подключается к бортовой сети напрямую и питается без ограничений. Это на катушку питание вариатором ограничивается. Так ведь, я не ошибаюсь? :unknown: Потому выше высказывание о том, что без вариатора сгорел коммутатор - на мой взгляд - не причина, а совпадение.
    У моего товарища случалось, горели коммутаторы массово, но причину нашли - поменяли реле зарядки (напряжение в сети было повышенным) и проблема ушла.
    Или вы опасаясь за коммутатор, питаете его через вариатор пониженным напряжением?
     
  2. юрий953

    юрий953 Шофёр

    Сообщения:
    234
    Симпатии:
    10
    Адрес:
    Смол.обл.
    Автомобиль:
    нет автомобиля
    Имя:
    юрий
    Все зависит какой стоит коммутатор -131.3734,то вариатор не нужен,а если 13.3734,то обязателен
     
    Максим1219644 нравится это.
  3. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.182
    Симпатии:
    2.450
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
    Если кому-то интересна подоплека этого дела, то вот вам копипаст по теме из сети:

    Сравнение коммутаторов 13.3734 и 131.3734


    Если судить по материалам конференции, многие владельцы УАЗов поменяли штатный коммутатор 13.3734 на "Волговский" 131.3734 или аналогичный. При этом рассказывается масса историй о том, насколько улучшилась динамика, экономичность, стабильность холостых оборотов и т.п.

    Я тоже "решил попробовать, бутылку взял, открыл" (с). Чуда, как и следовало ожидать, не произошло, поскольку двигатель и без того работал вполне прилично, поэтому было принято решение покопать поглубже и заменить ощущения и впечатления более точными данными.

    Итак, исходные позиции. Имеются два коммутатора: родной - 13.3734 и 94.3734, производства "ЭЛАРА". Имеются схемы обоих, одна из мануала, другая из статьи на "УАЗБУКЕ". Даташит на микросхему L497. Стрелочный амперметр и осциллограф С1-94.

    Приличный объем "информации к размышлению" (с) можно получить посмотрев осциллограмму напряжения на выходе коммутатора. Поэтому основные усилия были направлены на ее получение для конкурирующих приборов. Прошу к рисуночкам, на которых запечатлено выходное напряжение обеих коммутаторов. Временные параметры соответствуют примерно 1000об/мин. Начнем с родного:

    [​IMG]
    Искра как искра. Все по порядку - выброс высокого напряжения, пробой зазоров, горение дуги, погасание ее после исчерпания энергии в катушке, через некоторое время коммутатор опять включается и остается в таком состоянии до следующей искры. Выходной транзисторный ключ имеет два состояния - включено и выключено. Причем длительность выключенного состояния уменьшается при увеличении числа оборотов двигателя (частоты искрообразования).
    Т.е. практически все время через катушку течет ток, и если его дополнительно не ограничивать, ей и транзисторному ключу придется плохо (исходя из параметров катушки, ток может достигать 20 с хвостиком ампер). Ну да авторы системы зажигания об этом позаботились, и снабдили нас ограничительным резистором - вариатором, ограничивающим постоянный ток через катушку на уровне около 7,5А. (Вариатор он, видимо, потому что имеет отвод для замыкания его части при пуске.)

    Полюбопытствуйте на зависимость тока через катушку от оборотов двигателя. Получается, что наиболее тяжелый по теплу режим - холостой ход. Так что, если у вас машина долго работает на малых оборотах или на ХХ - бобине не оставаться холодной! Да еще вариатор расположен ниже бобины, дополнительно подогревает ее.
    На заглушенном двигателе, но включенном зажигании коммутатор периодически самопроизвольно формирует искру, несколько уменьшая ток потребления и облегчая пуск двигателя на очень малых оборотах (в мороз или от ручки). Зачтем за достоинство.

    [​IMG]
    А вот то же напряжение, формируемое "волговским" коммутатором. Оно похитрее.
    Цикл (фаза1) начинается с того, что ключ открывается. Ток в катушке нарастает по экспоненте, стремясь к указанным выше 20А. Но НЕ достигает их! Поскольку выходной транзистор переводится микросхемой управления L497 в активный режим (фаза 2) и ограничивает ток. Берет на себя функцию вариатора. Вариатор НЕ НУЖЕН! Транзистор ограничивает ток на уровне 6А, обеспечивая постоянную энергию, запасаемую в бобине, а значит, и отдаваемую в искру. Вариатор с этим коммутатором ВРЕДЕН! Он не позволяет току, особенно при пониженном напряжении в бортсети во время пуска, достичь величины ограничения и нарушает стабилизацию импульсного тока через катушку.

    Маленькая неприятность - во время работы выходного транзистора в режиме стабилизации тока на нем рассеивается мощность порядка 50 Вт! Недолго, конечно, но все-таки...
    Наконец транзистор по сигналу от датчика трамблера закрывается - формируется импульс высокого напряжения и искра. Импульс напряжения выше, чем у 13-го коммутатора, но короче. Скорее всего, это связано с тем, что параллельно транзистору у них стоят конденсаторы разной емкости. У 13-го 1мкФ, а у 131-го 0,1мкФ. Но площади под полуволной близки, т.е. энергия примерно одинакова. И длительность искры практически одинакова с 13-м. По окончании искры ключ и не думает открываться (фаза 4). Коммутатор ждет фазы 1, вычисляемой микросхемой управления по предыдущему полуобороту двигателя. Т.е. бо"льшую часть времени выходной транзистор коммутатора закрыт. По крайней мере, на небольших оборотах.
    Гляньте на зависимость среднего тока через бобину от оборотов. Здесь все "с точностью до наоборот" по сравнению с 13-м коммутатором. На ХХ самый легкий режим для бобины. Причем если двигатель заглох, примерно через 1 секунду выходной транзистор будет закрыт микросхемой управления. Потребление системы зажигания будет равно потреблению схемы управления - миллиампер 50... Но уже никакого искрообразования без сигнала с трамблера. Если двигатель вращается медленно, и амплитуда сигнала с датчика недостаточна для срабатывания формирователя - останетесь без искры!

    Немного о микросхеме L497, придуманной славной фирмой SGS Thomson. Это специализированное аналого-импульсное вычислительное устройство, где временные параметры задаются конденсаторами. Это не самые точные и стабильные радиоэлементы.
    Микросхема имеет следующие функции, частично упомянутые ранее:

      • Управление углом открывания выходного транзистора.
      • Ограничение выходного тока.
      • Ограничение выходного высокого напряжения.
      • Выключение выходного транзистора при отсутствии сигнала с датчика.
      • Формирование сигнала для тахометра.
      • Защита самой себя от электрических перегрузок.
    Я считаю, что сообщил читателям достаточно информации, чтобы они смогли сделать самостоятельный выбор между двумя вариантами системы зажигания. Но если кому-то лень шевелить мозгами, могу поделиться своим IMHO, вынесенным из моей возни с коммутаторами.

      1. Диалектика налицо. У каждого прибора свои достоинства и недостатки. И оба не шедевры зажиганиестроения.
      2. Энергия искры, формируемой обеими системами зажигания примерно одинакова. Так что при хороших свечах, проводах и трамблере вы не должны рассчитывать на заметное улучшение работы двигателя. У "волговского" коммутатора выше величина напряжения пробоя и круче фронт высоковольтного импульса, что, говорят, положительно влияет на пусковые характеристики и снижает требования к качеству свечей.
      3. Более высокое напряжение, формируемое 131-м, повышает риск пробоя крышки распределителя и уменьшает запас по обратному напряжению для выходного транзистора.
      4. 13-й коммутатор проще, а значит, надежнее. В нем в качестве выходного используется обыкновенный высоковольтный транзистор, который сам по себе надежнее дарлингтоновского транзистора, используемого с микросхемой L497. Тем более при 50 ваттах, рассеиваемых на коллекторе при стабилизации тока.
      5. 131-й коммутатор обеспечивает более эффективное использование энергии бортовой сети. Средний ток через катушку в наиболее используемом диапазоне оборотов у него меньше, чему 13-го. Так что, если у вас сдох "гена", со 131-м вы уедете почти в два раза дальше. И катушка холоднее будет.
      6. Ручкой пустить двигатель легче с 13-м. Искра-то формируется независимо от скорости вращения КВ!
      7. Ну и последнее. Если у Вас вполне прилично работает родная система зажигания, нет резона заменять коммутатор на "волговский". А если она Вас уже "достала", попробуйте что-нибудь более современное.
     
    Рамир и polyglot нравится это.
  4. AlexM

    AlexM Знаток Команда форума

    Сообщения:
    852
    Симпатии:
    78
    Адрес:
    Озерск,Челябинская обл.
    Автомобиль:
    УАЗ 31622
    Имя:
    Александр
    На УАЗ буке давно все это прочитал.:)Пытался донести на данном форуме...Перешел на современную систему зажигания,где все данные считает микроконтроллер...:D У 131.3734 коммутатора есть обратная связь по току через катушку( меряет он его),поэтому пофигу какая катушка стоит,энергия искры только разная будет.Все катушки с этим коммутатором работать будут и не сгорят! Вариатор не нужен! Для 13.3734 коммутатора модель вариатора зависит от применяемой катушки! Смотрите схему включения зажигания конкретного авто с конкретной катушкой. Их,на самом деле немного. На ЗиЛе Б118 тдет с 326 вариатором,у него два вывода,одно сопротивление,при заводке напрямую идет. Б114 идет с 3 выводным вариатором(модель на не помню,ЗиЛовский),причем как с 13.3734 так и с ТК102 (контактно-транзисторное зажигание).Для ГаЗиковских катушек свои вариаторы.У Б115 встроенный,но это контактное зажигание.Б117А жигулевская работает без вариатора в контактном зажигании,но и в транзисторном неплохо...Надо типовую схему на конкретную катушку смотреть...И данная статья про коммутаторы тому подтверждение.
     
    Максим1219644 и polyglot нравится это.
  5. polyglot

    polyglot Знаток

    Сообщения:
    588
    Симпатии:
    57
    Адрес:
    Ташкент, Узбекистан
    Автомобиль:
    ГАЗ 5228
    Имя:
    Санжар
    Алекс - на вашем ЗИЛе вообще какая-то "инопланетная" система стоит, знаю что вы на пропане - расккажите про свой опыт с зажиганием.
     
  6. Hunter-77

    Hunter-77 Moderator Команда форума

    Сообщения:
    1.414
    Симпатии:
    114
    Адрес:
    Челябинская обл.
    Автомобиль:
    Нива 3D
    Имя:
    Вячеслав
    Видел лично, был поражен.:)
     
  7. Зиломан

    Зиломан Бывалый

    Сообщения:
    1.181
    Симпатии:
    211
    Автомобиль:
    Зил 130
    Имя:
    Зиломан
    микропроцессорная, дорогая зараза, в своё время хотел прикупить на личное авто, цена сего дивайса отбила желание...
     
  8. AlexM

    AlexM Знаток Команда форума

    Сообщения:
    852
    Симпатии:
    78
    Адрес:
    Озерск,Челябинская обл.
    Автомобиль:
    УАЗ 31622
    Имя:
    Александр
    Не совсем так... Если на стандартное зажигание брать все в магазине новое,на микропроцессорное дороже получится процентов на 50-100. Не так много,учитывая весь секес с настройкой и поиском других неработающих частей двигателя...
     
  9. Oleg65

    Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума

    Сообщения:
    7.182
    Симпатии:
    2.450
    Адрес:
    Майкоп
    Автомобиль:
    ЗиЛ-4331 509+9ст
    Имя:
    Олег
  10. EVGEH 72

    EVGEH 72 Шофёр

    Сообщения:
    166
    Симпатии:
    28
    Адрес:
    Тюменская Обл
    Автомобиль:
    Зил157
    Имя:
    евгений
    А вы проверили эту систему в работе ? Сколько тысяч она прошла ((километраж ))?
     
  11. Aksjet

    Aksjet Шофёр

    Сообщения:
    322
    Симпатии:
    17
    Адрес:
    Краснодар
    Автомобиль:
    Зил 130
    Имя:
    Алексей
    Ребят подскажите какой зазор на контактах должен быть по заводскому, у меня обычный трамблер.
     
  12. Aksjet

    Aksjet Шофёр

    Сообщения:
    322
    Симпатии:
    17
    Адрес:
    Краснодар
    Автомобиль:
    Зил 130
    Имя:
    Алексей
    Капец бошка дымится вроде все просто ан нет , столько вариантов .... кто силен подскажите у меня на зилу старый древний убитый контактный трамблер, хочу поменять на такой комплект ( трамблер от газ 3307, комутатор К 131.3734, катушка Б116-02) все это добро по какой схеме подключать (тянуть раскидывать новую проводку) и что делать с старой проводкой, или подсоиденитьвсе аналогично старой точь в точь и скинуть с катушки 1 провод от вариатора, или как подключать -хелп...
     
  13. AlexM

    AlexM Знаток Команда форума

    Сообщения:
    852
    Симпатии:
    78
    Адрес:
    Озерск,Челябинская обл.
    Автомобиль:
    УАЗ 31622
    Имя:
    Александр
    Зачем от 3307? Ставь ЗиЛовский бесконтактный трамблер.Центробежный автомат и вакуумник настроены,как надо.Проводку лучше новую сделай,по типовой схеме для данного комплекта,вариатор не нужен.На форуме схемы есть.Питание возьми с бывшего вариатора.
     

Поделиться этой страницей